Указание по контрольной работе

лИсследование эффективности поиска сведений в Интернете╗

 

Для всех студентов по курсу лИнформационные системы╗ предлагается типовая тема домашних контрольных работ лИсследование эффективности поиска в Интернете сведений по тематике Е╗. Конкретную тематику поиска в Интернете студент выбирает сам и согласовывает с преподавателем. Требуется, чтобы тематика поиска у каждого была своя. Выбрать тематику поиска можно по спискам контрольных вопросов, приведённым в программах курсов лИнформатика╗ и лИнформационные системы╗.

По выбранной тематике студент составляет простой словесный запрос к поисковым машинам Интернета. Запрос составляется в обычной форме названия темы, например, лавтоматический анализ изображений╗, лкомпьютерное распознавание изображений╗, лпрограммная обработка зрительных образов╗, лтеория автоматизированных систем научно-технической информации╗, лпоисковая эффективность информационных систем╗, лдескрипторные информационно-поисковые языки╗, лкачество информационного поиска╗, лдокументальные и фактографические информационные системы╗ и т. д.

Эта формулировка подаётся для поиска в две поисковые машины по выбору студента (Яндекс и Рамблер, АльтаВиста и Гуугл, Рамблер и АльтаВиста и т. д.). Студент последовательно должен просмотреть все подряд документы, выданные машинами на первых страницах выдачи и отметить и выписать адреса тех документов, которые на его взгляд содержат сведения, полезные при сдаче экзамена по заданной теме. При этом повторные выдачи той же поисковой машиной уже отмеченного документа считаются бесполезными и не отмечаются.

Для каждой поисковой машины подсчитывается число полезных документов в первом десятке выдач, во втором, в третьем, в четвёртом. Если в четвёртом десятке документов полезных стало вдвое меньше, чем в каком-либо предыдущем, то просмотр прекращают. Если во всех четырёх десятках число полезных примерно одинаково, то просматривают и подсчитывают также пятый десяток. Пятый десяток исследуется также тогда, когда в четырёх десятках нашлось менее 5 полезных ссылок. Результаты подсчётов сводят в нижеследующую таблицу:

В столбцы таблицы «Число полезных» заносят количество полезных документов в каждом десятке для каждой поисковой машины.

В столбцы лТочность поиска╗ записывают долю найденных полезных документов в данном десятке плюс все предыдущие. Например, если в первом десятке найдено 4 полезных, во втором Ц 2 и в третьем Ц 1, то в клетку третьего десятка записывают отношение 7 полезных ссылок (4+2+1=7) к 30 просмотренным к этому моменту ссылкам, т. е. 7:30 = 0,23 (Округлять до второго знака после запятой). Это означает, что точность поиска по трём страницам выдачи оказалась равной 0,23, или 23% (23 процента просмотренных ссылок оказались полезными).

В столбцы «Достаточность поиска» заносят оценку того, на сколько процентов Вы удовлетворены найденными сведениями (в соответствии с Вашим представлением о требованиях к отличному ответу на экзамене по данному вопросу), учитывая при этом все найденные к данному моменту полезные ссылки на данной и предыдущих страницах.

В столбцы «Сумма Т + Д» заносят сумму процентов достаточности и точности.


 

 

№ десятка

Количество полезных ссылок

Поисковик 1

Поисковик 2

Число полезных

Точность поиска

Достаточность поиска

Сумма Т

Число полезных

Точность поиска

Достаточность поиска

Сумма Т

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5

-

-

-

-

-

-

-

-

 Всего полезных

 

 

 Сколько полезных совпадает у обоих поисковиков

 

 

Таблица должна быть помещена в текст отчёта о работе. Из таблицы делаются выводы: (1) Наиболее полезные документы действительно содержатся в начале выдачи или нет; о чём это говорит?. (2) Наибольшая точность достигается при просмотре N страниц выдачи. (3) Наибольшая достаточность поиска достигается на такой-то странице выдачи. (4) Наивысшая суммарная эффективность достигается при просмотре N страниц выдачи. (5) Поисковая машина ХХ эффективнее машины УУ, поскольку позволяет быстрее и полнее найти необходимые сведения. Машина ХХ выдала больше полезных сайтов в NN раз, и эти сайты расположены на более ранних страницах выдач, чем у машины УУ. (Или они примерно одинаковы, и их точность составляет NN процентов). (6) Поисковики выдают ссылки на одинаковые или разные сайты, и о чём это говорит?

Адреса всех полезных документов записывают в общий список, который должен быть приложен к тексту работы. Студент должен прочесть (или хотя бы просмотреть) все отмеченные полезные сайты и написать обзор содержания этих сайтов, который раскрывал бы смысл того понятия, которое было задано для поиска. Если же из найденных материалов это содержание не выявляется, то следует так и написать, объяснив при этом смысл искомого понятия по материалам лекций или дополнительной литературы.

В целом текст курсовой работы должен содержать следующие части:

1.                  Титульный лист. Здесь указывается полное наименование работы, имя и фамилия автора, номер группы, календарный год.

2.                  Оглавление (список основных разделов работы)

3.                  Введение. В нём кратко описывается порядок выполненных действий в соответствии с настоящими Указаниями, включая точную формулировку поданного на поиск запроса.

4.                  Таблица эффективности поиска в исследованных поисковых машинах (как указано выше).

5.                  Список адресов найденных полезных сайтов (страниц) с указанием поисковых машин, выдавших данный сайт. Желательно для каждого адреса дать название или тему страницы (сайта).

6.                  Обзор содержания сайтов со ссылками в тексте, указывающими из какого сайта какое сведение взято.

7.                  Заключение, содержащее вывод об эффективности произведённого поиска и сравнение эффективности исследованных поисковых машин.

Текст работы должен быть показан на сайте студента. Преподаватель просмотрит работу и свои замечания укажет в таблице результатов. После этого студент должен поправить текст в соответствии с замечаниями и распечатать его на бумаге. Распечатка должна удовлетворять требованиям к оформлению деловых документов. При сдаче экзаменов и зачётов распечатку работы нужно иметь с собой.

Образцы выполненных работ можно найти на сайтах студентов первого курса (Задание 1): аwww.kantseva176.narod.ru , http://pankratowa-karolina.narod.ru/ , http://marina-taptun.narod.ru/ , http://olesyahand.narod.ru/ .

 

Hosted by uCoz